понедельник, 9 июня 2008 г.

Вечный вопрос: как оценить эффективность ПР службы

Коллега из другого департамента задал мне вопрос об эффективности работы службы связей с общественностью. Он спросил меня, можно ли определить точный вклад деятельности в сфере корпоративных коммуникаций в рост продаж продуктов моей компании. Я сказал что я точно не знаю и что я могу показать эффективность в цифрах путем анализа альтернативной рекламной стоимости (Advertising Value Equivalent), количества и тональности публикаций в СМИ, которые является third party endorsers. Его это не удовлетворило.

Я думал над этим и пришел к выводу что деятельность корпоративных коммуникаций происходит на ином уровне чем стимулирование продаж продуктов компании, хотя она и помогает создавать некий "флер" вокруг корпоративного бренда. Наши задачи - обеспечение прозрачности бизнеса путем сотрудничества со СМИ, диалог и добрососедство с местными общинами, диалог с сотрудниками, кризисные коммуникации, решение вопросов с органами местной власти. Все это можно разбить на количественные показатели - к-во и тональность публикаций, к-во проектов и их покрытие и анализ публикаций, периодические опросы мнения сотрудников и их анализ, количество решенных вопросов итд.

Но точную цифру вклада в каждую проданную упаковку я не могу вывести, да и не нужно по моему мнению, ведь у корпоративных коммуникаций задачи лежат в иной плоскости чем у маркетинговых.

Коллеги-пиарщики, поделитесь знаниями об оценке эффективности ПР деятельности!

2 комментария:

Ярина Ключковська комментирует...

Володю, маєш повну рацію. PR не впливає на продажі в тому сенсі, як це мають на увазі маркетинг- і сейлс-люди. Ми, швидше, удобрюємо грунт: для того, щоб він став сприятливим для кращого вирощування культури, потрібен не один рік. Вплив PR не обов'язково помітний відразу. І його треба вимірювати через оцінку сприйняття компанії цільовими сегментами, а не через рекламний еквівалент. До речі, останній, на мою думку, на диво беззмістовний інструмент оцінки.

А взагалі, з досвіду, компанії, які сприймають PR як інструмент стимулювання продажів, приречені жити в зачарованому колі паблісіті. Реальний вплив PR видно, насамперед, у динаміці капіталізації, а маркетинг-директори про це взагалі не думають, у них інші завдання.

Владимир Гайдаш комментирует...

Ярино дякую за думку - я зосереджуся на вивченні сприйняття компанії ключовими сегментами у динаміці шляхом якісних та кількісних досліджень. Впевнений що накопаю багато цікавого!