вторник, 12 августа 2008 г.

Внутренние коммуникации - подстилаем соломки в возможных местах падений

Два года тому назад наряду с работой в сфере внешних связей я начал заниматься также и внутренними коммуникациями, и поначалу не полностью осознавал всю важность этой деятельности, ее непосредственное влияние на корпоративную культуру и результаты деятельности компании. Но теперь я убежден - ответственность перед внутренней аудиторией та же, и она подчас еще более требовательна к имиджу компании, чем внешние аудитории.

Я попытался ниже кратко описать пять непростых ситуаций из своего опыта, в которые вероятно могут попасть также и другие специалисты по внутренним коммуникациям. Из каждой из них коллегам конечно же придется искать выход, исходя из конкретной ситуации, и надо подойти к этому очень взвешенно.

1. Языковой вопрос - если в вашей компании есть предприятия на востоке и западе Украины, и при этом офисы в других странах - нужно очень тщательно подойти к изучению вопроса и принятию решения. Вопрос остается заполитизированным даже в такой почти полностью двуязычной стране, как Украина. Варианты: выбор единого внутрикорпоративного языка или полное двуязычие например как в Канаде.

2. Соблюдение дедлайнов. Логично, чтобы топ менеджмент входил в редколлегию и утверждал план каждого выпуска корпоративных изданий. Если после создания макета выпуска у них появляются новые идеи по его наполнению, надо четко определить и понимать что приоритетнее - дальнейше совершенствование выпуска или его публикация в срок.

3. Обратная сторона симметричной двусторонней коммуникации по Грюнигу или Web 2.0 наносит ответный удар.
Искренний диалог с внутренней аудиторией - это ответственное решение, но я никогда не сомневался в его правильности. Например, у меня на Интранете все новости могут комментироваться всеми сотрудниками. Иногда они call a spade a ******* shovel то есть критикуют определенные инициативы и события. Но зато я четко, как внутренний коммуникатор, держу руку на пульсе событий в компании и знаю из первых уст реакцию всех рядовых сотрудников на работу внутренних коммуникаций.

4. Сегментирование аудиторий. В любой организации есть как энтузиасты, которые поддерживают все внутрикорпоративные инициативы, например конкурсы, мероприятия итд , так и скептики, которые повально критикуют их. Поймите пропорцию и удельный вес энтузиастов и скептиков в вашей организации и учтите их при разработке мероприятий. Например в комментариях в Интранете об общекорпоративном конкурсе кулинаров скептик может заметить что ряд блюд (о боже!) содержат в своем составе алкоголь и провести параллель с ростом алкогольной зависимости Украинской нации. Но его тут же одернет энтузиаст, который приготовил блюдо по опубликованному рецепту, попробовал его и всем был жжутко доволен.

5. Противодействие слухам. У внутреннего пиарщика есть весь арсенал средств для этого. Самое главное - все новости должны отвечать на возможные вопросы и не оставлять недосказанностей. И в этом пиарщик должен твердо и настойчиво убеждать тех кто подает материалы.

5 комментариев:

Анонимный комментирует...

Любопытное сообщение. Позволила себе процитировать его в проф.сообществе
http://community.livejournal.com/inside_pr/253669.html
Анна Несмеева

Владимир Гайдаш комментирует...

Анна! Спасибо за интерес к моему посту. Да, наверное в России такой вопрос стоит менее остро, но вот в Канаде, где я учился, это актуальный вопрос. В англоязычной провинции Альберта, как-то не воспринимали, да и порой не понимали французский язык квебекцев. :)

Если бизнес работает в двуязычных странах, в коммуникациях обязательно присутствует языковой вопрос, но бизнес должен абсолютно четко высказать свой прагматичный подход к его решению.
И довести его всем сотрудникам абсолютно прозрачно.

Я уверен что мои коллеги по компании в Казахстаие, Узбекистане и Беларуси просто не владеют украинским языком соответсвенно строить бизнес-коммуникации с ними на нем на территории СНГ на украинском было бы совсем неправильно. Поэтому язык корпоративного Интранета в моей компании русский.

Но никто не заставляет украиноязычных коллег в моей компании переходить на русский когда мы общаемся в пределах Украины. Все друг друга понимают.

Кстати а вы будете в Питере в сентябре на Балтийском ПР уикенде?

Ярина Ключковська комментирует...

Володимире, класний пост, дуже корисно! Ще один проблемний момент - залучення середньої ланки менеджменту до внутрішньої комунікації. Вони повинні (а) бути поінформовані і (б) підтримувати ту ідеологію, яка формується всіма формалізованими інструментами. З досвіду, так буває далеко не завжди, тому з цією ключовою ланкою треба працювати окремо.

yaroslav hordiyevych комментирует...

спасибо!

Володя, раз ты зацепил веб 2.0. - а как по поводу ситуаций, когда внутренние коммуникации внезапно стают внешними? Когда слухи и недовольства выплывают в те же блоги, форума? Сталкивался с такими ситуациями?

Владимир Гайдаш комментирует...

Коллеги спасибо за комменты

2 Ярына - согласен, менеджмент среднего звена - это очень важная сфере работы. Я вижу свою задачу как разделение как топ средним менеджментом и рядовыми сотрудниками единых корпоративных ценностей. Основной челлендж - преодоление цинизма.

2 Ярослав - интересная тема но она уже для совсем отдельного поста :)
Если есть слухи то надо перевести их обсуждение на организованную нами площадку и перевести обсуждение в конструктивное русло.
Корпоративный блог или форум с участием первых лиц - вот действеное средство в этом случае по-моему.